Современная автотранспортная техника немыслима без использования аккумуляторов. Автомобильные аккумуляторные батареи обеспечивают запуск двигателя, а также выступают в роли вспомогательного источника электроэнергии. Существуют также тяговые АКБ, которые применяются преимущественно на складской спецтехнике и электротранспорте. Промышленность выпускает сегодня разнообразные виды аккумуляторов (никель-кадмиевые, никель-металлогидридные, литиевые), однако в автопромышленности используются почти исключительно свинцово-кислотные. Они тоже подразделяются на несколько разных типов.
Свинцово-кислотные аккумуляторы
Преимущество свинцово-кислотных аккумуляторов заключается в большом количестве энергии, которую они способны отдать в кратчайший промежуток времени. За счет этого они практически незаменимы в качестве источника электропитания для стартера. Свинцово-кислотные АКБ состоят из 6 батарей, выдающих напряжение порядка 12,6 В. Аккумуляторы для грузовиков зачастую рассчитаны на вдвое большее напряжение (условно 24 В).
Виды автомобильных аккумуляторов
Перечислим основные виды АКБ для авто, в основе которых лежит свинцово-кислотная технология:
- сурьмянистые;
- малосурьмянистые;
- кальциевые;
- гибридные;
- гелевые и AGM
Помимо свинцово-кислотных, иногда используются такие виды АКБ:
- щелочные;
- литий-ионные
Вкратце опишем особенности различных типов автомобильных АКБ.
Сурьмянистые АКБ
В состав свинцовых пластин для повышения их прочности вводится сурьма (Sb). Пластины сурьмянистых АКБ содержат свыше 5% сурьмы, а малосурьмянистых – меньше 5%. Аккумуляторы с повышенным содержанием сурьмы сегодня уже практически не используются. Они требуют постоянного обслуживания из-за большого расхода воды.
Малосурьмянистые АКБ
АКБ с пониженным содержанием сурьмы не требуют столь частого внимания, хотя периодически их все-таки нужно доливать. В процессе хранения они разряжаются значительно медленнее сурьмянистых. Важное преимущество малосурьмянистых АКБ в сравнении с более современными – терпимость к перепадам и броскам напряжения. Они наиболее оптимальны для использования на легковых отечественных авто и недороги.
Кальциевые АКБ
Вместо сурьмы в таких АКБ используется кальций (Ca). У кальциевых батарей практически отсутствует расход воды, а также невысок уровень саморазряда. Они отличаются повышенной емкостью и КПД, а также сниженной интенсивностью электролиза. Не критичен для них и перезаряд.
Кальциевые аккумуляторы боятся перепадов напряжений и сильного разряда. После 3–4 глубоких разрядов емкость АКБ необратимо снижается. Кальциевые аккумуляторы наиболее целесообразно использовать на иномарках средней ценовой категории.
Гибридные АКБ
Отрицательные решетки гибридных АКБ содержат добавки сурьмы, положительные – кальция. За счет этого удалось добиться значительной устойчивости батарей к броскам напряжения и глубоким разрядам при сохранении малого расхода воды. Единственный недостаток гибридных аккумуляторов – высокая цена.
Гелевые АКБ и AGM
Такие аккумуляторы изготавливаются по технологиям GEL или AGM. Электролит в них находится в связанном состоянии. Кислота либо пропитывает пористое стекловолокно, либо содержится в гелеобразном виде.
Преимущества:
- высокая безопасность;
- возможность установки под наклоном, устойчивость к вибрации;
- устойчивость к глубокому разряду;
- низкий саморазряд;
- возможность выдачи большого тока при почти полностью разряженной АКБ
Недостатки:
повышенная требовательность к условиям заряда, необходимость использования специального ЗУ;
высокая стоимость
Применяются в авто премиум-класса, водном и мототранспорте.
Щелочные АКБ
Никель-кадмиевые и железо-никелевые АКБ используются только на грузовых автомобилях. Более часто они применяются на спецтехнике и электротранспорте в качестве тяговых.
Литий-ионные АКБ
Перспективный тип аккумуляторов. В частности, подобные АКБ используются на электромобилях. В качестве стартовых пока применения не получили.